Онлайн заявка

Обзор последних изменений законодательства в сфере закупок ФЗ 44 и ФЗ 223 2019 год

Представлен обзор грядущих изменений в ФЗ 44 и ФЗ 223 с 12 мая 2019, 01 июля 2019 года, 31 июля 2019  и 01 января 2020 года.

Законодатель утвердил 4 закона вносящие существенные изменения в ФЗ 44 и ФЗ 223, в данном обзоре рассмотрены все изменения с указанием даты вступления в силу, предоставлены практические советы заказчикам всех уровней. Все изменения представлены по блокам ( планирование, электронные аукционы, реестр контрактов, закупки у единственного поставщика и т.д.)

Начнем с мониторинга применения Закона 44-ФЗ в 2018 году.

По результатам контроля:

Рассмотрено 64 014 жалоб, из них обоснованные — 28 015 жалоб (44%)

Для справки — по Закону 223-Ф3 рассмотрено 7149 жалоб (почти в 9 раз меньше)

Выдано 21 828 предписаний об устранении нарушений (78% от обоснованных жалоб).

Возбуждено 30 377 дел об административных правонарушениях.

Вынесено 25 357 постановлений о назначении административных штрафов на общую сумму 387 728,5 тыс. рублей.

ПРИЧИНЫ:

  • утверждение заказчиками документации о закупке — 10 457 дел
  • нарушение порядка отбора участников закупок — 7 057 дел

Взыскано 258 482,05 тыс. рублей (67%).

ОСПОРЕНО ЗАКАЗЧИКАМИ:

3 855 решений (предписаний) ФАС России в арбитражных судах (15% отменено)

3 501 постановление о назначении административного наказания (22% отменено)

 

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ в системе закупок.

По данным Минфина России

  • Позднее и долгое формирование каталога товаров, работ, услуг (за 2018 г. — заполнено более 51 тысячи позиций каталога)
  • Чрезмерно усложненные процедуры закупок и громоздкая система из более чем 11 открытых конкурентных способов определения поставщика
  • Значительная доля закупок, осуществленных у единственного поставщика. Вне сферы регулирования, анализа и контроля остаются закупки малого объема, составляющие до 10% объема бюджетных расходов на закупки
  • Избыточные требования к действиям заказчика, затрудняющие и в ряде случаев препятствующие осуществлению закупки
  • Формальная и слабо контролируемая система обоснования и нормирования закупок
  • Необходимость исключения участия в закупках недобросовестных поставщиков
  • Неэффективные инструменты общественного обжалования закупок, что стало предметом злоупотреблений, в том числе получение незаконной выгоды
  • Не в полной мере реализованы функции ЕИС как единого центра размещения информации о закупках

Закупки — под особый контроль прокурора!

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 14.03.2019 N 192 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов”

  1. Систематически проводить проверки исполнения бюджетного законодательства, обращая особое внимание на СОХРАННОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, выделяемых на реализацию национальных проектов, …а также на их ЦЕЛЕВОЕ РАСХОДОВАНИЕ и своевременное доведение до конечных получателей.
  2. Регулярно ПРОВЕРЯТЬ СОБЛЮДЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК товаров,
    работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
  3. Пресекать ФАКТЫ УКЛОНЕНИЯ ЗАКАЗЧИКОВ ОТ КОНКУРЕНТНЫХ ПРОЦЕДУР, СОЗДАНИЯ НЕОБОСНОВАННЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ отдельным хозяйствующим субъектам
    при формировании документации, рассмотрении и оценке заявок, завышения цены
    контрактов, а также неисполнения их условий.
  4. Устанавливать возможные СХЕМЫ ХИЩЕНИЙ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, предназначенных для реализации национальных проектов, НАЛИЧИЕ СРЕДИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ … И ИХ КОНТРАГЕНТОВ ФИРМ-ОДНОДНЕВОК И ФИРМ-ПОСРЕДНИКОВ, аффилированных с заказчиками юридических и физических лиц.
  5. В ходе проверок исполнения законодательства при реализации национальных проектов уделять повышенное внимание СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ.

Актуальные изменения

ФЗ от 01.04.2019 N 50-ФЗ

ФЗ от 01.05.2019 N 69-ФЗ

ФЗ от 01.05.2019 N 70-ФЗ

ФЗ от 01.05.2019 N 71-ФЗ

Изменения в сфере планирования, нормирования закупок.

Действует с 01.10.2019 г.

  1. Отмена двухэтапного планирования (отменяется план закупок)
  2. План-график формируется на период утверждения бюджета (3 года).
    Срок утверждения — 10 раб. дней с даты доведения лимитов (утв. плана ФХД)
  3. Сокращается объем информации в плане-графике. Надо указывать:
    — ИКЗ
    — Объекты закупки
    — Объем фин. обеспечения
    — Срок (периодичность) закупок
    — Необходимость общественного обсуждения
    — Иная информация по решению Правительства РФ.
    Исключили: НМЦК, способы закупки, обеспечение, аванс, преимущества, нац.режим и пр.)
    Правительство РФ может установить особенности планирования:
    — Централизованных и совместных закупок, закрытых закупок
    — Закупок у ЕП
    — Закупок лек.средств по запросу предложений в ЭФ
    — Закупок по решению Правительства РФ

Сокращается срок размещения извещения (заключения контракта при закупках у ЕП)
до 1 дня после внесения изменений в план-график – для любых закупок

Планирование закупок на 2019 год – по прежним правилам. Новый порядок – только для планов начиная с 2020-2022 гг.

СОКРАЩАЮТСЯ СЛУЧАИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ в план-график:
— Изменение актов нормирования в отношении конкретной закупки
— Изменение суммы доведенных лимитов (плана ФХД)
— По итогам общественного обсуждения
— Экономия денежных средств
— Иные случаи, которые установит Правительство РФ.
При отмене закупки заказчик вносит изменения в план-график при необходимости (сейчас — в обязательном порядке).

6 ОБОСНОВАНИЕ ЗАКУПКИ – это ее соответствие акту о нормировании + обоснование НМЦК.
Исключается необходимость обоснования объекта закупки, способа закупки и доп.требований к участникам. Исключается форма обоснования.
Обоснованность закупки проверяют в ходе аудита и контроля в сфере закупок.

7 Убрали возможность утверждения (дополнения) требований к планам-графикам на
региональном и муниципальном уровне.

Местным администрациям – после вступления в силу поправок следует отменить
муниципальные акты о планировании

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАКАЗЧИКИ могут применять сокращенный срок для начала закупки после внесения изменений в план-график (1 день вместо 10 дней) – также с 1 июля 2019 г. (не надо ждать изменений в региональные акты).

Будут ли еще изменения? ДА!

Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 N 117-р

ПЛАНИРОВАНИЕ, КАТАЛОГ ТРУ:
— Интеграция планирования закупочной деятельности с бюджетным планированием.
-Создание системы сопоставления НМЦК с данными обоснований бюджетных
ассигнований.
— Возможность начала некоторых процедур закупок до утверждения планов.
— Формирования в ЕИС не менее 28 разделов каталога ТРУ – к 2020 г.
— Интеграция каталога с иными информационными системами.
— Введение референтных цен закупок.

НОРМИРОВАНИЕ:
— Единый перечень ТРУ, подлежащих обязательному нормированию (возможность
дополнения на уровне региона, муниципалитета).
— Унификация правил нормирования.
— Нормирование на основании каталога ТРУ

Закупки у единственного поставщика

1 Увеличен предел по п.4 ч.1 ст.93:
было 100 тыс. руб., стало 300 тыс. руб.
годовой объем НЕ увеличен! (5% СГОЗ или 2 млн. руб.)
Вступает в силу с 01.07.2019

2 Увеличен предел по п.5 ч.1 ст.93:
было 400 тыс. руб. стало 600 тыс. руб.
было годовой объем увеличен: 50% СГОЗ (не более 20 млн. руб.) стало 5 млн. руб. или 50% СГОЗ (не более 30 млн. руб.)
Вступает в силу с 31.07.2019

3 Увеличен предел по п.28 ч.1 ст.93 (лекарственные средства по решению
врачебной комиссии):
было 200 тыс. руб. стало 1 млн. руб.
Вступает в силу 01.07.2019

4 Расширен перечень заказчиков по п. 5 и п.17 ч.1 ст.93 — добавлены:
— дом (центр) народного творчества,
— дом (центр) ремесел
Вступает в силу с 31.07.2019

5 Закупки по п.17 дополнили:
— Закупками для обеспечения сценических, аудиовизуальных эффектов,
— закупками для создания концертного реквизита, музыкальных
инструментов

Поставщик (исполнитель) — физическое или юридическое лицо

Ограничения по цене (пункт 4) с 01.07.2019 г.

К1 + К2 + К3 … + Кn

выбирает заказчик или 2 млн. руб. в год или 5 % от СГОЗ в год = 50 млн. руб. в год

ОСОБЕННОСТИ:
— Цена одного контракта (К) – не более 300 тыс. руб. включительно
(можно заключать и на 300 т.р., не надо делать цену 299 999 руб.)
— Указанные ограничения по годовому объему закупок НЕ распространяются на закупки для муниципальных нужд СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Ограничения по цене (пункт 5) с 31.07.2019 г.

К1 + К2 + К3 … + Кn

выбирает заказчик или 5 млн. руб. в год или 50 % от СГОЗ в год = 30 млн. руб. в год

ОСОБЕННОСТИ:
Цена одного контракта (К) – не более 600 тыс. руб. включительно
(можно заключать и на 600 т.р., не надо делать цену 599 999 руб.)

Кто может применять пункт 5 с 31.07.2019 г.

Государственные или муниципальные образовательные организации — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения
которых такая организация создана (п.18 ст. 2 Федерального закон а от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»)

ГУ и МУ культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение,
использование и популяризация объектов культурного наследия — ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ — объекты недвижимого имущества (включая объекты
археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями,произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 Федерального закона от 25.02.2002 N 73-ФЗ
«Об объектах культурного наследия»)

ГУ и МУ — зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел (с 31.07.2019)

Физкультурно-спортивные организации — могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством РФ для коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 10 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ
«О физической культуре и спорте в РФ»)

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор — Образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (ч.1 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)

Государственные или муниципальные научные организации — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность (ч.1 ст.5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике«)

Риски дробления закупок — 4 явных признака дробления закупки (одновременно)

  1. Один и тот же предмет контракта (одинаковые/ одноименные/ однотипные товары, работы, услуг) или работы/услуги выполняются на одном объекте и они связаны между собой (например, заказчик делит работы из одной сметы на несколько и
    т.п.)

2. Один и тот же исполнитель контракта

3. У заказчика потребность в товаре, работе, услуге была сразу в полном (большом/
общем) объеме (т.е. заказчик знал, что ему надо сразу все работы или услуги, но делит их на разные контракты, даже заключенные в разные периоды времени и т.п.)

4. Финансирование у заказчика было сразу на весь объем товара, работы, услуги (лимиты доведены или суммы отражены в плане финансово-хозяйственной деятельности) (если финансирование выделялось постепенно или частями –
это уже иная ситуация)

«ДРОБЛЕНИЕ» закупок:
— Такого понятия нет в законодательстве!
— На практике – это разделение одной крупной закупки, которая должна быть проведена конкурентным способом, на несколько мелких, которые осуществлены без проведения конкурентных процедур.
— Из «свежих» решений – см. Определение ВС РФ от 22.05.2019 N 305-ЭС19-6610 по делу N А40-208115/2018

Закупки по п.13 ч.1 ст.93 конкретизировали:
— произведения литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев
приобретения фильмов в целях проката),
— прав на произведения литературы и искусства определенных авторов, исполнений
конкретных исполнителей,
— прав на исполнения конкретных исполнителей,
— фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков, прав на фонограммы
конкретных изготовителей для нужд заказчиков

Вступление в силу с 31.07.2019

Еще изменения касающиеся закупок у единственного поставщика

1. Отменяется извещение о закупке у ЕП во всех случаях С 31.07.2019

2. Отменяется отчет о закупке у ЕП во всех случаях С 31.07.2019
Сокращаются случаи, когда надо делать обоснование цены контракта у ЕП (исключили
расчет цены по 4-м пунктам — п. 10, 13, 14, 17 ч.1 ст.93) Вступление в силу с 31.07.2019

3. ПРИ ИСПОЛНЕНИИ КОНТРАКТОВ С ЕП на коммуналку, аренду, содержание имущества,
электроэнергию (п.1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч.1 ст.93) – можно менять любые условия без ограничений Это правило «не привязано» к наличию такого требования в контракте. Т.е. можно менять условия и в контрактах, заключенных до 01.07.2018 г.

ВАЖНО! Смотрите текст контракта про изменение условий, чтобы не было ограничений!
Вступление в силу с 01.07.2019

На каких этапах закупки привлекаются эксперты/экспертные организации по Закону 44-ФЗ

 

При проведении конкурсов
(подготовка документации)
  экспертная оценка конкурсной документации (ст. 58)
При проведении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса (рассмотрение заявок,  предквалификационный
отбор)
экспертная оценка заявок на участие в
конкурсах, осуществляемой в ходе
проведения предквалификационного отбора
участников конкурса, оценки соответствия
участников конкурсов дополнительным
требованиям  ( ст. 58)
Исполнение контракта
(приемка продукции) 
экспертиза поставленного товара,
результатов выполненной работы,
оказанной услуги, а также отдельных этапов
исполнения контракта (ст. 94)

 

Виды экспертиз в соответствии с Законом 44-ФЗ

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРТИЗЫ — проверка предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия
условиям контракта.

Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта

ЗАКАЗЧИК ОБЯЗАН ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРТИЗУ. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.94 Закона 44-ФЗ.

«Независимая» экспертиза – т.е. привлекаются НЕЗАВИСИМЫЕ ЭКСПЕРТЫ ИЛИ
ЭКСПЕРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Заказчик ОБЯЗАН привлекать экспертов или экспертные организации при закупках у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) , но только некоторых случаях (пункты 10-13, 16, 24, 31, 34, 35, 37, 38, 39, 49,55 ч. 2 ст. 93 Закона 44-ФЗ) С 31 июля 2019 г. – ОТМЕНЯЕТСЯ такая обязанность!

Экспертиза проводится СИЛАМИ ЗАКАЗЧИКА

Когда заказчик ВПРАВЕ провести «независимую» экспертизу при исполнении контракта
1) При проведении любых закупок, в т.ч. конкурентных.

2) При принятии решения об одностороннем расторжении контракта по инициативе заказчика (ч.10 ст.95 Закона 44-ФЗ). Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с
привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи. Если заказчиком проведена независимая экспертиза решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято только при условии, что в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа
заказчика от исполнения контракта

3) При заключении дополнительного соглашения по ч.7 ст.95 – поставка товара, работы, услуги с улучшенными характеристиками. Эксперт/экспертная организация дает заключение о том, что характеристики действительно являются улучшенными.

4) Согласно п. 5 ст. 720 ГК РФ при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несет подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений подрядчиком договора или причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками. В указанных случаях расходы на экспертизу
несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами, то обе стороны поровну.

ОБЯЗАННОСТЬ заказчика – только в случаях, которые установит Правительство РФ

 

Выбор способов закупок

ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ нельзя
закупать через электронный аукцион и простой конкурс.
— Услуги по организации отдыха детей и их оздоровления включены в перечень случаев
для конкурса с ограниченным участием

— Услуги по организации отдыха детей и их оздоровления можно закупать через запрос
котировок и закупку у ЕП (с соблюдением стоимостных ограничений) — в этом случае
нельзя к участникам таких закупок применять дополнительные требования

В дальнейшем — создадут реестр организаций, занимающихся отдыхом детей и их оздоровлением. Его будут вести региональные уполномоченные органы исполнительной власти. С 01.06.2020 лицам, не включенным в реестр, будет запрещено оказывать такие услуги (законопроекты N 718736-7, 718759-7)
Вступает в силу 12.05.2019

ИСКЛЮЧЕНА ЦИКЛИЧНОСТЬ ЗАКУПОК:
Введена возможность заказчика при несостоявшемся запросе предложений, в т.ч. в
электронной форме, не проводить вновь закупку, а заключить контракт с единственным участником закупки по согласованию с контрольным органом (ч.19 ст. 83, п.27 ст.83.1, п.25 ч.1 ст.93).
На согласование – 10 раб. дней.
Т.е., например, заказчик провёл ЭА, заявки не поступили, заказчик провел эту же закупку через ЗП в ЭФ, опять заявки не поступили – можно провести новую закупку (например, снова ЭА) или обратиться в свой контрольный орган и согласовать заключение контракта с ЕП
Вступает в силу 01.07.2019

Новый порядок проведения электронных аукционов.

Действует с 01.07.2019 г.

1 Увеличен предел НМЦК для «короткого» аукциона (срок подачи заявок 7 дней):
— любые закупки: было 3 млн. руб. стало 300 млн. руб.
— стройка, реконструкция, кап. ремонт, снос объекта кап. стр.: было 3 млн. руб. стало 2 млрд. руб.

2 Если установлены доп. требования к участникам (ПП 99), то заявку может подать только участник, у которого в реестре аккредитованных на электронной площадке размещены документы о квалификации, если документов нет – то возврат заявки

3 Документы о квалификации не надо предоставлять во вторых частях заявок

4 Дата проведения электронного аукциона – рабочий день, следующий после рассмотрения 1-х частей.
Если стройка\ реконструкция\ капитальный ремонт\ снос объектов капитального строительства
+ в ЕИС размещена проектная документация, то дата и время аукциона – через 4 часа после
окончания срока подачи заявок

5 Для «больших» аукционов срок рассмотрения 1-х частей заявок сокращен:
было 7 дней стало 3 раб.д.

6 Исключен минимальный шаг 100 руб. для стандартного аукциона.
Для аукциона «на повышение» исключен минимальный предел шага (шаг – до 5 % НМЦК, суммы начальных цен единиц ТРУ)

Закупки «без объема»

Действует с 01.07.2019 г.

УсловиеСейчас Будет с 01.07.2019
Перечень
ТРУ (ст.42)
10 видов работ, услуг (товары
нельзя): мед.услуги, услуги связи,
образовательные услуги,
гостиничные услуги, перевозка,
услуги по переводу, оценке,
организации питания, ремонт и
ТО техники, юр.услуги
Нет перечня, без указания количества и
объема можно закупать любые ТРУ (если
невозможно определить такой объем или
количество).
Лекарственные средства можно закупать
по цене за единицу – только с 01.10.2019 г
Способы
закупки
Конкурс, аукцион, запрос
предложений, но фактически только
электронный аукцион (т.к. в
критериях оценки нет такого
критерия – цена за единицу ТРУ)
Конкурс, аукцион, запрос предложений,
запрос котировок.
Критерии оценки дополнили критерием –
сумма цен единиц ТРУ (ст.32).
Победитель аукциона, запроса котировок в
случае закупки «без объема» – тот, кто
предложил наименьшую сумму цен единиц
ТРУ.Осталось противоречие с ЗК – в определении ЗК ввели цену за единицу, но требование об указании
необходимой информации оставили И в извещении И в документации о закупке (но в ЗК нет документации)
Что
указывать в
извещении
о закупке
(п.2 ст.42)
Заказчик указывает:
 цену запасных частей или каждой
запасной части к технике,
оборудованию, цену единицы работы
или услуги – не надо обосновывать
(нет такого условия в ст. 22)
 НМЦК – надо обосновать по ст.22
Заказчик указывает:
 Начальную цену единицы ТРУ –
подлежит обоснованию по ст. 22
 Начальную сумму цен единиц ТРУ
 Максимальное значение цены
контракта – не надо обосновывать
В качестве НМЦК для применения по
закону заказчик берет максимальную
цену контракта (в т.ч. для обеспечения
заявки и обеспечения исполнения
контракта)
Порядок
оплаты
(п.2 ст.42)
Оплата осуществляется по цене единицы
работы или услуги исходя из объема
фактически выполненной работы или
оказанной услуги, по цене каждой запасной
части к технике, оборудованию исходя из
количества запасных частей, поставки
которых будут осуществлены в ходе
исполнения контракта, но в размере, не
превышающем НМЦК, указанной в
извещении об осуществлении закупки и
документации о закупке
Оплата осуществляется по цене
единицы ТРУ исходя из фактического
количества/объема, но в размере, не
превышающем максимального
значения цены контракта, указанного в
извещении об осуществлении закупки и
документации о закупке
Обязательное
условие контракта
(ст.34)
Только порядок
оплаты – по
факту
В контракте обязательно указывается:
 порядок определения количества и объема таких
ТРУ на основе заявок заказчика,
 порядок оплаты за фактический объем
(количество) по цене за единицу ТРУ в
переделах максимальной цены контракта
Как снижаются
единичные
расценки при
заключении
контракта
Порядка нетПри заключении контракта все начальные цены
единицы ТРУ снижаются пропорционально
снижению суммы начальных цен единиц ТРУ
(если в контракте установлены этапы исполнения, то
при заключении контракта — снижение цены по
каждому этапу тоже пропорционально снижению
НМЦК) (ст.83.2)
Антидемпинговые
меры
Не применяютсяПри демпинге (снижение на 25 и более % от
начальной суммы цен единиц ТРУ) применяются
антидемпинговые меры (ст.37)

 

Обеспечение заявок. Статья 44

Установили единый размер обеспечения заявок для торгов с НМЦК не более
20 млн.руб. (убрали нижний предел НМЦК, т.е. фактически убрали «пробел» в
законе с размером обеспечения до 1 млн.руб. и от 1 до 5 млн.руб.)

Размер обеспечения
заявки
до 1 млн.
руб.
от 1 до 5
млн. руб.
от 5 до 20 млн. руб.
ИЛИ закупки для
СМП и СОНКО
более 20 млн руб.более 20 млн. руб. И
участником является УИС
или ОИ
От 0,5 % до 1 % НМЦКОт 0,5 % до 5 % НМЦКОт 0,5 % до 2 % НМЦК
Форма обеспечения
заявки
В виде денежных средств или банковской гарантии.
По 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в
электронном конкурсе, электронном аукционе может предоставляться
участником закупки только путем внесения денежных средств
Куда перечисляются
денежные средства
при проведении
электронных закупок
Денежные средства вносятся участниками закупок НА СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЧЕТА, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
По состоянию на 24.05.2019 участниками закупок
открыто 241 775 специальных счетов

 

Обеспечение не возвращается участнику закупки, если в течение одного квартала (календарного года) 3 и более вторых частей заявок одного участника были отклонены. Обеспечение заявки по каждой 3-ей заявке перечисляется в соответствующий бюджет.

Порядок проведения процедур закупок.
Будут ли еще изменения? ДА! Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 N 117-р

Оптимизация способов закупок:
— Исключение запроса предложений ,в т.ч. в ЭФ
— Объединение конкурса, конкурса с ограниченным участием и
двухэтапного конкурса в один вид конкурса «открытый конкурс»
-Расширение практики централизованных закупок, в т.ч. централизация
закупок разных муниципалитетов
— Повсеместное внедрение «электронных магазинов» для «мелких» закупок
— Автоматизация формирования протоколов на основе данных ЕИС
— Установление обязанности членов комиссии сообщать заказчику о наличии конфликта интересов с участником закупок. Если требование не выполнено – административная ответственность

Антидемпинговые меры, ст.37.

Действует с 01.07.2019 г.

1 Если участник выиграл в демпингом – нельзя платить аванс (т.е. раздел контракта про оплату в части аванса не действует, оплата только по факту)
2 При закупках без указания объема (по начальной сумме единиц ТРУ) применяются
антидемпинговые меры

Сейчас Будет с 01.07.2019
в течение 1 года до даты подачи заявки – 3 и более контрактов из
Реестра контрактов (все без неустоек)
ИЛИ
в течение 2 лет до даты подачи заявки – 4 и более контрактов из
Реестра контрактов (не менее 75% без неустоек)
ИЛИ
в течение 3 лет до даты подачи заявки – 3 и более контрактов из
Реестра контрактов (все без неустоек).
в течение 3 лет до даты подачи
заявки – 3 контракта из Реестра
контрактов (с учетом
правопреемства, все без
неустоек)
Цена одного контракта — не менее чем 20% предлагаемой
участником цены
Цена одного из таких контрактов
— не менее чем 20 % НМЦК

 

Содержание контрактов

ПравилоДействие
ТИПОВЫЕ КОНТРАКТЫ может разрабатывать Минфин РоссииС 12.05.2019 г.
СРОК И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ:
Если в отраслевом законодательстве установлены специальные сроки оплаты, то применяем отраслевое законодательство (сейчас всегда – максимум 30 дней, у СМП\СОНКО – 15 раб.дней)С 12.05.2019 г.
Если заказчик предусматривает выплату аванса и в контракте есть этапы, то в контракт необходимо включать размер аванса по каждому этапу, который = % от цены этапа (аванс должен указываться в извещении о закупке)С 01.10.2019 г.
Если участник выиграл в демпингом – нельзя платить аванс (т.е. раздел контракта про оплату в части аванса не действует, оплата только по факту)С 01.07.2019 г.
УСЛОВИЯ О НЕУСТОЙКЕ:
Убрали привязку штрафа к фиксированному размеру (можно указывать только в %С 12.05.2019 г.
Пеня за нарушением срока поставщиком – конкретный размер = 1\300 ключевой ставки (убрали диапазон — не менее 1\300)С 12.05.2019 г.
Если в отраслевом законодательстве (например, закон о связи, о теплоснабжении, электроэнергетике, водоснабжении и пр.) установлены иные размеры неустойки (штраф, пени) – применяем отраслевое законодательствоС 12.05.2019 г.

 

Расторжение контрактов

ПравилоДействие
нормы
ПРИ РАСТОРЖЕНИИ КОНТРАКТА ПО ЛЮБЫМ ОСНОВАНИЯМ – по соглашению
сторон, в одностороннем порядке, по решению суда:
— можно заключить контракт со «вторым» участником при его согласии
(с «третьим» и последующими – нельзя)
— можно увеличить количество товара до НМЦК
(в пределах суммы экономии, ч.18 ст.34)
— новый поставщик должен предоставить ОИК
С 01.07.2019
ПРИ РАСТОРЖЕНИИ В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ ЗАКАЗЧИКА
за нарушения исполнения контракта:
— заключение со «вторым» участником только когда победителя включили в РНП
— вышеуказанное правило по РНП не распространяется на контракты с демпингом
на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения
(топлива, лекарственных средств, продовольствия, средств для оказания скорой мед.
помощи)
С 01.07.2019

 

Обеспечение исполнения гарантийный обязательств.

Действует с 01.07.2019 г.

Новый вид обеспечения – обеспечение гарантийных обязательств (ст.96):
— если требования к гарантии установлены в описании объекта закупки (ч.4 ст.33), то заказчик ОБЯЗАН установить требование обеспечения гарантийных обязательств,
o товары, работы, услуги — заказчик ВПРАВЕ установить (при необходимости) требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, o поставка машин и оборудования — заказчик ОБЯЗАН установить (но только ЕСЛИ ЭТО ПРЕДУСМОТРЕНО ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ на товар) в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного
срока, o поставка новых машин и оборудования – заказчик ОБЯЗАН установить в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии.

— способ обеспечения – банковская гарантия или денежные средства – выбирает сам участник
закупки,

— срок действия банковской гарантии — должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств — не менее чем на 1 месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 закона,

— размер обеспечения гарантийных обязательств — не может превышать 10% НМЦК,

— когда предоставляется обеспечение исполнителем — до подписания заказчиком документа о приемке

Обеспечение исполнения контракта с 01.07.2019 г.

Установлен ЕДИНЫЙ СРОК ВОЗВРАТА обеспечения в виде денежных средств:
— закупки на общих основаниях — не более 30 дней с даты исполнения поставщиком обязательств,
предусмотренных контрактом
— закупки у СМП\СОНКО (спец.закупки) – не более 15 дней с даты исполнения поставщиком обязательств
Срок возврата указывается в контракте!

ДЛЯ ЗАКУПОК, ОПУБЛИКОВАННЫХ С 1 ИЮЛЯ, действует правило — в случае отзыва у банка лицензии, поставщик обязан предоставить новое обеспечение не позднее 1 месяца со дня уведомления заказчиком поставщика о предоставлении нового обеспечения.

Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке, установленном законом.
За каждый день просрочки — пеня в размере 1\300 ключевой ставки (ч.30 ст.34 в ред. ФЗ от 27.12.2018 N 502-ФЗ)

ДЛЯ ЗАКУПОК, ОПУБЛИКОВАННЫХ С 1 ИЮЛЯ — в ходе исполнения контракта размер ОИК может быть уменьшен в следующем порядке:
— уменьшение размера производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом,

— если ОИК – деньги, то по заявлению поставщика ему возвращаются заказчиком в установленный контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер ОИК,

— если ОИК – БГ, то требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более нового размера ОИК, при условии отсутствия неисполненных поставщиком требований об уплате неустоек,

— при условии приемки заказчиком результатов в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса),

— нельзя ОИК уменьшать в случаях, определяемых Правительством РФ,

— возврат «старой» БГ заказчиком гаранту, предоставившему указанную БГ, не осуществляется, взыскание по ней не производится. (ч.7-7.3 ст.96 в ред. ФЗ от 27.12.2018 N 502-ФЗ)

Данные условия можно применить ранее 1 июля 2019 г. к действующим контрактам, но только по соглашению сторон.

Обеспечение исполнения контракта для СМП.

Действует с 01.07.2019 г.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ОИК ПРИ ЗАКУПКАХ У СМП\СОНКО (СПЕЦ.ЗАКУПКИ):
— размер ОИК, в том числе «повышенный» размер, устанавливается от цены контракта (не от НМЦК), но не может составлять менее аванса
— более короткий срок возврата денежных средств – не более 15 дней с даты исполнения поставщиком обязательств

ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ до
заключения контракта: o наличие в реестре контрактов 3 исполненных контрактов (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке без неустоек, o сумма цен таких контрактов должна составлять ≥ НМЦК (максимальной цены контракта)

УсловиеДобросовестность для «антидемпинговых мер»Добросовестность для СМП/СОНКО
Количество предыдущих контрактовТри, только по Закону 44-ФЗ, включенные в Реестр контрактов в ЕИС
Статус предыдущих контрактовИсполнены, все без нарушений
Предыдущий периодВ течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке
Предмет контрактаНет ограничений
Возможность правопреемстваС учетом правопреемстваБез учета правопреемства
Ограничения по ценеХотя бы один контракт ЦК1 (или ЦК2, или ЦК3) ≥ 20% НМЦКСумма цен таких контрактов (ЦК1+ЦК2+ЦК3) ≥ НМЦК

 

Отчетность о закупках

ПравилоДействие
нормы
Исключен отчет об исполнении контракта (исключены ч.9-12 ст. 94 Закона 44-ФЗ, ПП 1093
еще не отменено).
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского
законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после
введения его в действие (п. 2 ст. 4 ГК РФ) + см. письмо Минфина России от
15.05.2019 N 24-06-08/34937
Любые отчеты отменяются, даже если контракт заключен до отмены отчетов, отчеты «можно
бросить на полпути». Если последняя возможная дата размещения отчета была до 12.05.2019,
то отчет надо было разместить в ЕИС, если последняя возможная дата отчета уже с 12.05 и
позднее, то отчет не надо размещать в ЕИС.
С 12.05.2019
ВАЖНО!
Изменения в порядке ведения реестра контрактов.

В реестр контрактов включается дополнительная информация:
— цена отдельного этапа и срок исполнения отдельного этапа (если есть этапы исполнения
контракта)
— информация об исполнении отдельного этапа, в.ч. информация о стоимости исполненных
обязательств (об оплате отдельного этапа исполнения контракта),
— заключение по результатам экспертизы (отдельного этапа исполнения контракта) (в
случае привлечения заказчиком экспертов, экспертных организаций)

В реестр контрактов НЕ надо включать информацию о физическом лице, с которым заключен
контракт в соответствии с п.13 и 17 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ (лица, обладающие
исключительными правами, авторы, исполнители)

С 01.07.2019

 

Отчет об исполнении контракта

« …подготовка и размещение в ЕИС отчета об исполнении контракта … с
12.05.2019 г. НЕ ТРЕБУЕТСЯ, в том числе при исполнении контрактов,
заключенных до 12.05.2019, а также контрактов, …. извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС до 12.05.2019 …»

Отчетность о закупках.
Будут ли еще изменения? ДА! Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 N 117-р

Единый порядок ввода информации в ЕИС
— Формирование всех документов в структурированном виде с
возможностью автоматического использования информации, уже
размещенной в ЕИС
— Размещение в реестре контрактов всех контрактов, включая «мелкие
закупки» (не публично, в закрытой части ЕИС)
— Введение методик оценки качества организации закупок

Общие изменения

ПравилоДействие
нормы
Правительству РФ дано право утверждать правила определения требований к размещению информации в ЕИС и на эл. площадкахС 12.05.2019
Перенесен срок начала работы «Независимого регистратора» на 01.01.2020 г.С 12.05.2019
В ст. 15 устанавливается общее правило для проведения конкурсов\аукционов\иных способов, когда специальное отраслевое законодательство требует проводить закупки в порядке Закона 44-ФЗ (например, обязательный аудит) – в таких закупках НЕ применяются следующие правила (если иное не предусмотрено законодательством): § Национальный режим (ст.14) § ИКЗ + каталог ТРУ в ЕИС (ст.23) § Преференции (УИН, ОИ, СМП, СОНКО) § Требования к содержанию контракта (ст.34) § Банковское сопровождение контракта (ст.35)С 01.07.2019
Наименование объекта закупки можно указывать не ориентируясь на каталог ТРУ в ЕИС (но характеристики берем из каталога) СПРАВОЧНО: в 2018 г. с использованием каталога в ЕИС размещено всего 2,39% от общего числа извещенийС 01.07.2019
Бюджетные учреждения, унитарные предприятия могут применять Закон 223-ФЗ за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию. Положение о закупке можно поправить и дополнить указанными средствами до 01.10.2019С 31.07.2019
При проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по сохранению ОКН, реставрации музейных предметов и музейных коллекций …, особо ценных и редких документов … – можно в контракте установить условие о выполнении подрядчиком работ, об оказании исполнителем услуг самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактомС 31.07.2019

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Онлайн заявка