Онлайн заявка

Обзор изменений в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2019 и 2020 годах

Поэтапно вступают в силу поправки к законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Отменили отчеты об исполнении контракта, изменили правила закупки строительных работ, увеличивают лимиты малых закупок, отменят планы закупок.

Закупки по 44-ФЗ

С 1 мая 2019 года

Заказчики обязаны закупать услуги по организации отдыха и оздоровления детей электронными конкурсами с ограниченным участием. Чтобы участвовать в закупках, претенденты подтверждают опыт оказания аналогичных услуг согласно пункту 9 приложения № 2 к постановлению Правительства от 04.02.2015 № 99.

Вместо электронного конкурса с ограниченным участием можно провести электронный запрос котировок или заключить контракт с единственным поставщиком, если позволяют условия закупки. В этом случае дополнительные требования применять не нужно. Закупки услуг электронными конкурсом, аукционом и запросом предложений попали под запрет.

 

С 12 мая 2019 года

С 12 мая вступила в силу часть изменений, которые внесли Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ. Полный перечень изменений смотрите в таблице.

Что изменили Краткое описание
Отчет об исполнении контракта Обязанность публиковать отчет отменили
Расчет неустойки Размер пени составляет одну трехсотую ключевой ставки. Если в специальном законе установлен порядок расчета неустойки, то применяют этот закон, а не нормы Закона № 44-ФЗ
Срок оплаты по контракту Если в специальном законе установлен срок оплаты, то применяют этот закон, а не нормы Закона № 44-ФЗ
Требования к работе с ЕИС и ЭТП Требования устанавливает Правительство
Порядок ведения РНП Сократили срок, в который ФАС рассматривает сведения
Порядок обжалования Изменили сроки обжалования

 

ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ КОНТРАКТА

Обязанность составлять и публиковать в ЕИС отчет об исполнении контракта отменили.

РАСЧЕТ НЕУСТОЙКИ

Пени заказчик начисляет за каждый день просрочки. Размер неустойки – одна трехсотая ключевой ставки от стоимости неисполненных обязательств. В прежней редакции закона заказчик имел возможность установить неустойку в размере, большем одной трехсотой ключевой ставки.

Если в законодательстве установлен другой порядок расчета штрафов или пени, этот порядок применяют как специальную норму. Например, при расчете пени в договоре о теплоснабжении пени прописывают согласно части 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ.

СРОК ОПЛАТЫ ПО КОНТРАКТУ

Срок оплаты по контракту составляет 30 календарных дней, а при закупке у СМП и СОНО – 15 рабочих дней с даты, когда подписали акт приемки. Однако если законодательством установлены другие сроки, то заплатить следует в срок по специальному закону.

ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ С ЕИС И ЭП

Правительство устанавливает требования к формированию и размещению информации и документов на электронных платформах:

  • ЕИС;
  • электронная площадка;
  • специализированная электронная площадка.

ТИПОВЫЕ КОНТРАКТЫ

Минфин получил право разрабатывать типовые контракты для любых объектов закупки, если такие типовые контракты или типовые условия не разработали профильные министерства.

ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ РНП

ФАС проверяет сведения для реестра недобросовестных поставщиков в течение пяти рабочих дней с даты, когда получит информацию. Ранее срок составлял 10 рабочих дней.

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ ЗАКАЗЧИКА

Сократили срок, в который можно обжаловать действия заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, закупочной комиссии. Участник вправе направить жалобу в течение пяти рабочих дней с даты публикации в ЕИС итогового протокола.

Подать жалобу при заключении контракта вправе только победитель закупки или другой участник, с которым заказчик заключает контракт.

Сведения и документы по жалобе можно не передавать ФАС, если разместили их в ЕИС.

С 1 июля 2019 года

С 1 июля вступила в силу часть изменений, которые внесли Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ. Полный перечень изменений в таблице.

Что изменили Краткое описание
Планирование Изменения в план-график вносят за один день до закупки
Порядок расчета цены контракта за единицу продукции Заказчик вправе рассчитать цену за единицу продукции вместо НМЦК во всех случаях, когда количество товаров, объем работ или услуг определить невозможно
Наименование продукции по КТРУ Отменили обязанность указывать название объекта закупки по КТРУ
Участники подтвердят классификацию до того, как подать заявки Аккредитованный участник закупки направляет оператору ЭП электронные документы по каждому объекту закупки, для которого Правительство установило требование
Критерии оценки заявок Заказчик устанавливает новый критерий – сумма цен единиц товара, работы, услуги
Описание объекта закупки при закупке строительства В закупочную документацию включают проектную документацию. Дополнительно описывать объект закупки, например, составлять техническое задание, не нужно
Условия контракта Порядок расчета количества поставляемой продукции включают в контракт на основании заявок заказчика, когда количество продукции определить невозможно
Обеспечение заявки Убрали нижний порог в 5 млн руб.
Антидемпинговые меры Участник закупки может подтвердить добросовестность только исполненными без неустоек контрактами
Обеспечение контракта и гарантийных обязательств Заказчик устанавливает требование обеспечить гарантийные обязательства, если необходимо. Участник закупки самостоятельно определяет способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии
Сроки возврата обеспечения контракта Срок не должен превышать 30 календарных дней с даты, когда контрагент исполнил обязательства. При закупке у СМП и СОНО – 15 календарных дней
Информация в извещении Необходимо включать информацию в зависимости от того, установило ли Правительство ориентировочные цены и можно ли определить объем закупаемой продукции
Новые правила электронного аукциона Повысили НМЦК. Ценовой порог составляет 300 млн руб. и до 2 млрд руб. при закупке строительных работ. Первые части заявок заказчик рассматривает в течение трех рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок. Электронный аукцион проводят в первый рабочий день после даты, в которую завершится срок рассмотрения первых частей заявок
Закупка строительных работ Первая часть заявки участника включает только согласие выполнить работы, если включили в описание объекта закупки проектную документацию
Закупки у единственного поставщика Повысили лимит малых закупок. Максимальная цена контракта составляет 300 000 руб. Закупать лекарства у едпоставщика можно на сумму до 1 млн руб.
Запрос предложений Заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, если на запрос предложений или запрос предложений в электронной форме не поступило ни одной заявки или комиссия отклонила все
Изменение существенных условий контракта Основания для изменения существенных условий – закупка строительных работ, контракт на срок не менее года и его цена составляет или превышает предельный размер, контракт с едпоставщиком
Право заключить контракт со вторым участником Заключить контракт со вторым участником возможно, если расторгли контракт в одностороннем порядке, по решению суда или по соглашению сторон
Реестры участников закупок Операторы электронных площадок размещают на сайте ЭП реестры аккредитованных участников закупок
Закупки не для государственных и муниципальных нужд Не применяют положения статей 14, 23, 28–30, 34, 35 Закона № 44-ФЗ
Контроль закупок ФАС вправе проводить внеплановые проверки по сообщениям в СМИ. Уполномоченным органам запретили контролировать заказчиков
Заключение по результатам экспертизы Если заказчик привлекал экспертов или экспертные организации, заключение включают в реестр контрактов
Порядок обжалования Участники из РНП не могут обжаловать закупку

 

ПЛАНИРОВАНИЕ

Изменения в план-график вносят не позднее чем за один день до того, как разместите извещение в ЕИС или направите приглашения на закрытую закупку. Если заключаете сделку с единственным поставщиком, то не позднее, чем за один день до того, как заключить контракт.

ПОРЯДОК РАСЧЕТА ЦЕНЫ КОНТРАКТА ЗА ЕДИНИЦУ ПРОДУКЦИИ

Заказчики получили право рассчитывать цену за единицу продукции вместо НМЦК во всех случаях, когда количество товаров, объем работ или услуг определить невозможно. Для этого необходимо определить:

  • начальную цену за единицу продукции (НЦЕ);
  • начальную сумму цен единиц;
  • максимальное значение цены контракта.

Допустим, организуете мероприятие и планировали закупить блокноты и ручки в качестве сувениров для участников. Количество участников точно не знаете, поскольку регистрация продлится и после закупки. Тогда не обязательно проводить закупку, например, на 100 комплектов сувениров. Рассчитайте цену за единицу блокнота и единицу ручки. Затем определите начальную сумму цен единиц. Максимальное значение цены контракта – это общая сумма, которую выделили на сувениры. Например, готовы потратить на подарки не больше 500 000 руб. – это и будет максимальное значение цены контракта. Заказчику выгоднее будет запросить по заявкам столько комплектов, сколько действительно понадобится, чем закупать лишние экземпляры.

Если решили вместо НМЦК устанавливать цену за единицу, обратите внимание на шесть правил:

  1. В извещении о закупке пропишите начальную цену единицы продукции, начальную сумму цен единиц, а также максимальное значение цены контракта.
  2. В извещении и документации уточните, что оплачиваете продукцию по цене единицы исходя из количества. Размер оплаты не превышает максимальное значение цены контракта.
  3. Когда готовите документацию, не используйте понятие НМЦК. В шаблоне документации пересмотрите формулировки. Используйте понятия: начальная цена за единицу продукции, начальная сумма цен единиц, максимальное значение цены контракта.
  4. В проект контракта также внесите изменения, которые описаны ниже.
  5. Обосновать необходимо только начальную цену единицы продукции.
  6. Чтобы рассчитать размер обеспечения заявки или контракта, берите максимальное значение цены.

Какие изменения внести в документацию, когда объем продукции неизвестен

Заказчик запланировал аукцион. Объем товара, который закупает, невозможно определить. Заказчик рассчитал начальную цену за единицу товара. В документацию внес изменения:

Документация до 1 июля 2019 года Документация после 1 июля 2019 года
Если в пункте 20 части II «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» указаны цена каждой запчасти к технике, оборудованию, цена единицы работы или услуги, такой аукцион проводится путем снижения суммы указанных цен в порядке, установленном настоящей документацией об электронном аукционе Если в пункте 20 части II «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» указаны цены единиц товара, работы, услуги, электронный аукцион проводится путем снижения начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги в порядке, установленном настоящей документацией об электронном аукционе

 

Цена в контракте, когда объем заранее не известен

Заказчик планирует закупку после 1 июля 2019 года. Объект закупки – услуги по организации питания. Объем услуг заказчик не может определить заранее. В проект контракта включили максимальное значение цены контракта – это предельная сумма, которую заказчик вправе выплатить. Также прописали цену за единицу услуги – это цена питания одного сотрудника:

«3.1. Цена контракта по организации питания сотрудников Заказчика включает в себя стоимость лечебно-профилактического питания, стоимость его доставки, упаковки, составления меню на каждую рабочую неделю, а также все установленные действующим законодательством платежи, налоги и сборы и составляет _____________ (__________) руб. __ коп., в том числе НДС (20%) _________ (_________) руб. ___ коп., и включает в себя весь комплекс услуг, предусмотренный настоящим Контрактом.

Цена контракта является предельной суммой, которую Заказчик вправе выплатить Исполнителю за оказанные услуги по настоящему Контракту.

3.2. Цена услуги по организации лечебно-профилактического питания, приготовленного в строгом соответствии с рационом № 1 (приказ Минздравсоцразвития от 16.02.2009 № 46н), на  одного сотрудника включает в себя стоимость порции лечебно-профилактического питания, стоимость доставки упаковки, составления меню на каждую рабочую неделю, а также все установленные действующим законодательством платежи, налоги и сборы и составляет _____________ (__________) руб. __ коп., в том числе НДС (20%) _________ (_________) руб. ___ коп.».

Документация до 1 июля 2019 года Документация после 1 июля 2019 года
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в пункте 13.1 части III «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в пункте 13.1 части III «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ»

 

При расчете НЦЕ применяйте правила нормирования – ведомственные перечни и нормативные затраты. Обосновать необходимо только НЦЕ. Для расчета размера обеспечения заявки или контракта берите максимальное значение цены. Торги при аукционе ведутся на снижение начальной суммы НЦЕ.

Закупать лекарства по цене за единицу можно только с 1 октября 2019 года. До 1 октября рассчитывайте НМЦК (ч. 8 ст. 2 Закона № 71-ФЗ).

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ ПО КТРУ

Обязанность указывать название объекта закупки по каталогу товаров, работ и услуг отменили. Изменили порядок формирования кода позиции в каталоге.

УЧАСТНИКИ ПОДТВЕРДЯТ КВАЛИФИКАЦИЮ ДО ТОГО, КАК ПОДАТЬ ЗАЯВКИ

Аккредитованный участник закупки направляет оператору ЭП электронные документы по каждому объекту закупки, для которого Правительство установило требование. Это позволяет участвовать в закупках с дополнительными требованиями. Например, чтобы участвовать в аукционе на реконструкцию объекта капитального строительства, нужно передать оператору документы согласно пункту 2 приложения № 1 из постановления Правительства от 04.02.2015 № 99.

В течение пяти рабочих дней после получения документов оператор отдельно по каждому виду продукции решает, размещать документы в реестре участников или нет. Оператор откажет, если участник представит не все документы, которые определило Правительство, или передаст документы с нарушениями.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК

Для оценки заявок заказчик устанавливает новый критерий – сумма цен единиц товара, работы, услуги. Критерий применяют вместо критерия «цена контракта», если количество продукции неизвестно.

ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ ПРИ ЗАКУПКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в закупочную документацию включают проектную документацию. Дополнительно описывать объект закупки, например составлять техническое задание, не нужно.

Проектную документацию не включают в трех случаях:

  • проект не нужен согласно градостроительному законодательству;
  • заключаете контракт жизненного цикла (ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
  • закупаете одновременно работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства (ч. 16.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

 

УСЛОВИЯ КОНТРАКТА

В контракт включают порядок расчета количества поставляемой продукции на основании заявок заказчика, когда количество продукции определить невозможно.

Как включить в контракт порядок расчета объема продукции

Заказчик проводит закупку после 1 июля 2019 года. Объект закупки – услуги по организации питания. Объем услуг заказчик не может определить заранее. В контракт включил условие, что объем продукции определяют на основании заявок заказчика:

«1.1. Согласно настоящему Контракту Исполнитель принимает на себя обязательство оказать Заказчику услуги по питанию участников спортивных мероприятий по заявкам Заказчика в соответствии с приложениями 1 ,2 к настоящему Контракту, а Заказчик обязуется выплачивать Исполнителю денежное вознаграждение на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

1.2. Услуга оказывается в течение трех дней со дня направления заявки Исполнителю».

В разделе проекта контракта по оплате:

«2.5. Оплата оказанных услуг осуществляется по цене единицы услуги исходя из объема фактически оказанных услуг, но в размере, не превышающем цены Контракта».

К контракту заказчик приложил техзадание, где также упомянул заявку:

«Меню, время оказания услуг указываются в заявке Заказчика. Количество посадочных мест в помещении Исполнителя должно составлять не менее 110».

Если контракт разделили на этапы, цену каждого этапа установите в размере, сниженном пропорционально снижению НМЦК. Например, контракт включает три этапа. Победитель в ходе торгов снизил НМЦК на 10 процентов. В этом случае цену каждого этапа уменьшите на 10 процентов.

Стоимость этапов в контракте

Заказчик закупал работы электронным аукционом. В проекте контракта прописал два отдельных этапа исполнения контракта:

1-й этап – строительство проезда;

2-й этап – реконструкция улицы.

Общая НМЦК составила 5 млн руб. Согласно смете стоимость первого этапа – 3 млн руб., второго – 2 млн руб.

Победитель закупки снизил общую НМЦК до 4,8 млн руб., то есть на 4 процента. В контракте цену каждого этапа заказчик снизил пропорционально снижению НМЦК:

1-й этап – 2,88 млн руб.;

2-й этап – 1,92 млн руб.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЯВКИ

Размер обеспечения заявки должен составлять 0,5–1 процент от НМЦК, если размер НМЦК до 20 млн руб. Нижний порог в 5 млн руб. убрали, так как Правительство вправе установить другое значение. Наглядно изменение показано в таблице:

Размер обеспечения заявки в 44-ФЗ до 1 июля Размер обеспечения заявки в 44-ФЗ после 1 июля
0,5–1 процент от НМЦК, если НМЦК от 5 до 20 млн руб. (при этом Правительство снизило нижний порог до 1 млн руб.) 0,5–1 процент от НМЦК, если размер НМЦК до 20 млн руб.

Участники могут обеспечивать заявки на электронный конкурс или аукцион банковскими гарантиями (ч. 52 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Право отразите в документации о закупке. Не забудьте изменить и другие нормы документации, где встречаются правила обеспечения заявок (ч. 52 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Измените формулировки, например, так:

Документация до 1 июля 2019 года Документация после 1 июля 2019 года
Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с частью 29 статьи 44 Закона № 44-ФЗ, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьей 45 Закона № 44-ФЗ

 

Также измените все сопутствующие нормы документации, например:

Документация до 1 июля 2019 года Документация после 1 июля 2019 года
Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, если на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, если на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации и в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона № 44-ФЗ, отсутствует информация о банковской гарантии, выданной участнику закупки банком для целей обеспечения заявки
Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение одного рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение одного рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

 

АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ

Если участник закупки попал под антидемпинговые меры при НМЦК или начальной сумме цен до 15 млн руб., то может подтвердить добросовестность только исполненными без неустоек контрактами. Сведения будут брать из реестра контрактов. Участник должен в течение трех лет до даты подачи заявки исполнить три контракта. Правопреемство учитывается. При этом цена одного из контрактов должна составлять не менее 20 процентов от НМЦК в извещении о закупке.

Выплачивать аванс победителю закупки, который попал под антидемпинговые меры, нельзя.

Какие изменения включить в раздел документации об антидемпинговых мерах

Заказчик корректирует аукционную документацию в части антидемпинговых мер. Информацию берет из обновленной статьи 37 Закона № 44-ФЗ.

Документация до 1 июля 2019 года Документация после 1 июля 2019 года
К информации, подтверждающей добросовестность участника электронного аукциона, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов <…>, либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов <…>. В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт… К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке
Норма относительно выплаты аванса отсутствовала Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в пункте 1.13.1 части или 1.15.2 части II «ИНСТРУКЦИИ УЧАСТНИКАМ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ», не допускается

 

Как включить в контракт условие о запрете авансирования

Заказчик закупает работы после 1 июля 2019 года. НМЦК составляет 5 млн руб. Закупкой предусмотрено, что контрагент получает аванс. В проекте контракта заказчик уточнил, что победитель, который снизил цену на 25 и более процентов, аванс не получит.

«Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, которым предложена цена контракта на двадцать пять и  более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, не допускается».

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРАКТА И ГАРАНТИЙНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Размер обеспечения контракта при закупке среди СМП и СОНО теперь рассчитывают не от НМЦК, а от цены контракта, которую предложил победитель. Если победитель уклонился, то от цены, которую предложил второй участник.

Заказчик устанавливает в документации и проекте контракта требование обеспечить гарантийные обязательства, если необходимо. Документы о приемке оформляют, когда поставщик представит обеспечение гарантийных обязательств в порядке и сроки по контракту. Размер обеспечения обязательств не должен превышать 10 процентов НМЦК.

Как в документации установить обеспечение гарантийных обязательств

В требованиях к продукции заказчик установил наличие гарантии на товар. В аукционной документации прописал требование предоставить обеспечение гарантийных обязательств.

Формулировка из документации Основание по 44-ФЗ
Размер обеспечения гарантийных обязательств указан в пункте 31 части III «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ». Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов начальной (максимальной) цены контракта ч. 1 ст. 96

ч. 6 ст. 96

Гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением безотзывной банковской гарантии, выданной банком, включенным в перечень, указанный в пункте 6.3.5 части II «ИНСТРУКЦИИ УЧАСТНИКАМ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ», и соответствующей требованиям, установленным пунктом 6.3.6 части II «ИНСТРУКЦИИ УЧАСТНИКАМ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ», или внесением денежных средств на расчетный счет, указанный заказчиком, в размере обеспечения исполнения гарантийных обязательств, предусмотренном в пункте 31 части III «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ».

Способ обеспечения гарантийных обязательств из указанных в настоящей части способов определяется таким участником электронного аукциона самостоятельно

ч. 3 ст. 96. Требования к банковской гарантии установите те же, что и к гарантии для обеспечения контракта, – ст. 45 Закона № 44-ФЗ
В случае избрания способа обеспечения гарантийных обязательств в виде безотзывной банковской гарантии срок действия такой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона  № 44-ФЗ
Поставщик вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств ч. 7 ст. 96
Оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара осуществляется после предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств в порядке и в сроки, которые установлены контрактом ч. 7.1 ст. 94

 

Участник закупки самостоятельно определяет способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств не менее чем на месяц. Контрагенты смогут менять обеспечение контракта в ходе исполнения.

Как в документации отразить право изменить способ обеспечения

Заказчик вносит изменения в документацию в части обеспечения контракта. В документации прописали право менять способ обеспечения:

Документация до 1 июля 2019 года Документация после 1 июля 2019 года
В ходе исполнения контракта исполнитель вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта В ходе исполнения контракта исполнитель вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ

 

Если у банка-гаранта отзовут лицензию, участник должен предоставить новую гарантию.

Как прописать в проекте контракта обязанность предоставить новую гарантию

Условиями закупки предусмотрено обеспечение контракта. В проект контракта заказчик добавил новые нормы:

«7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА

7.15. В случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения Контракта, лицензии на осуществление банковских операций Исполнитель обязан предоставить новое обеспечение исполнения Контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.

7.16. Размер обеспечения, указанного в пункте 7.15 Контракта, может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7.18. За каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного пунктом 7.15 Контракта, начисляются пени в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с пунктом 5.8 Контракта».

Участники из числа СМП и СОНО вправе не предоставлять обеспечение, если в течение трех лет до подачи заявки исполнили минимум три контракта без неустоек. Сумма цен таких контрактов должна быть не меньше НМЦК, которая указана в извещении о закупке. Сведения берут из реестра контрактов. Контракты с правопреемством не учитываются. Правило действует и тогда, когда заказчик применяет антидемпинговые меры.

Как включить в документацию право не обеспечивать контракт

Заказчик проводит закупку, где вправе участвовать только СМП и СОНО. Основание для закупки – пункт 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ. В документацию заказчик включил формулировку:

«Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений пункта 1.12 части II «ИНСТРУКЦИИ УЧАСТНИКАМ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ», в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке».

В пункт 1.12 части II Инструкции заказчик включил нормы, которые касаются антидемпинговых мер.

СРОКИ ВОЗВРАТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРАКТА

Срок возврата контрагенту суммы обеспечения исполнения контракта не должен превышать 30 календарных дней с даты, когда контрагент исполнил обязательства. При закупке у СМП и СОНО срок составляет 15 календарных дней.

Как в документации прописать сроки возврата обеспечения

Заказчик редактирует аукционную документацию. В раздел «Условия контракта» добавили сроки возврата обеспечения:

Документация до 1 июля 2019 года Документация после 1 июля 2019 года
Заказчик обязан включить в контракт условие о сроках возврата исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется исполнителем Заказчик обязан включить в контракт условие о сроках возврата исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется исполнителем, в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ. При этом срок возврата заказчиком исполнителю таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом

 

Как прописать в проекте контракта сроки возврата части обеспечения

Заказчик проводит закупку после 1 июля 2019 года. В раздел «Обеспечение исполнения контракта» проекта контракта добавил формулировки о сроках возврата части обеспечения:

«7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА

7.10. В ходе исполнения Контракта Исполнитель вправе изменить способ обеспечения исполнения Контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Контракта новое обеспечение исполнения Контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7.13. В случае если обеспечение исполнения Контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный Заказчиком, по заявлению Исполнителя ему возвращаются Заказчиком денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения Контракта, рассчитанный Заказчиком на основании информации об исполнении Контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. Денежные средства возвращаются Заказчиком Исполнителю в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента исполнения обязательств Исполнителем по Контракту».

ИНФОРМАЦИЯ В ИЗВЕЩЕНИИ

В извещение о закупке необходимо включать ориентировочное значение цены контракта или формулу цены и максимальное значение цены, если Правительство установило ориентировочные цены. Укажите начальную цену единицы продукции, начальную сумму цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта, если объем закупаемой продукции невозможно определить.

НОВЫЕ ПРАВИЛА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА

Повысили размер НМЦК, когда заявки нужно принимать минимум семь календарных дней. Сейчас ценовой порог составляет 300 млн руб., было – 3 млн руб. При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объекта капитального строительства принимать заявки минимум семь календарных дней можно при НМЦК до 2 млрд руб.

Разобраться поможет сравнительная таблица:

Дней на подачу заявки До 1 июля 2019 года После 1 июля 2019 года
Не меньше 7 дней НМЦК ≤ 3 млн руб. НМЦК ≤ 300 млн руб.

НМЦК стройки ≤ 2 млрд руб.

Не меньше 15 дней НМЦК > 3 млн руб. НМЦК > 300 млн руб.

НМЦК стройки > 2 млрд руб.

 

Если заказчик вносит изменения в извещение или документацию, сроки закупки продлевают. Руководствуются также правилом из таблицы выше. Учтите это в аукционной документации.

Как заказчик изменил формулировки в аукционной документации

Объект закупки – поставка оборудования. В типовую аукционную документацию учреждения заказчик внес правку:

Документация до 1 июля 2019 года Документация после 1 июля 2019 года
В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в ЕИС указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в ЕИС указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллиона рублей, не менее чем семь дней

Если установили дополнительные требования к участникам закупки, подавать заявки смогут только претенденты, которые разместили подтверждающие документы в реестре участников. При этом оператор перешлет заказчику документы. Подавать документы во второй части заявки участник не обязан.

Как заказчик изменил формулировки о доптребованиях в документации

Заказчик проводит электронный аукцион после 1 июля 2019 года. К участникам установил дополнительные требования. Заказчик скорректировал документацию о закупке:

Документация до 1 июля 2019 года Документация после 1 июля 2019 года
Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. При этом подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены оператором электронной площадки в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке

 

Требования к содержанию второй части заявки также скорректировали. Убрали норму о необходимости представить документы, которые подтверждают, что участник отвечает дополнительным требованиям:

Документация до 1 июля 2019 года Документация после 1 июля 2019 года
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

Документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в подпункте 1 пункта 22 части III «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ», в пункте 22.1 части III «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» (при наличии таких требований) и в пункте 22.2 части III «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» (при наличии таких требований), или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным в подпунктах 2–7 пункта 22 части III «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» (указанная декларация представляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

Документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в подпункте 1 пункта 22 части III «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ», или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным в подпунктах 2–7 пункта 22 части III «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» (указанная декларация представляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)

 

Первые части заявок заказчик рассматривает в течение трех рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок. При НМЦК до 300 млн руб. – в течение одного рабочего дня. Электронный аукцион проводят в первый рабочий день после даты, в которую завершится срок рассмотрения первых частей заявок. Если количество поставляемой продукции невозможно определить, в ходе торгов участники снижают начальную сумму цен единиц товара, работы или услуги. Разобраться поможет таблица:

До 1 июля 2019 года После 1 июля 2019 года
День рассмотрения первых частей заявок Один рабочий день с даты, когда закончили принимать предложения

НМЦК ≤ 3 млн руб.

Один рабочий день с даты, когда закончили принимать предложения

НМЦК ≤ 300 млн руб.

НМЦК стройки ≤ 2 млрд руб.

День рассмотрения первых частей заявок Семь дней с даты, когда закончили принимать предложения

НМЦК > 3 млн руб.

Три рабочих дня с даты, когда закончили принимать предложения

НМЦК > 300 млн руб.

НМЦК стройки >2 млрд руб.

День проведения аукциона. Срок рассмотрения первых частей заявок истек Заказчик ждет два дня. На следующий рабочий день проходит аукцион На следующий рабочий день проходит аукцион

 

Отменили нижнюю границу «шага аукциона» в 100 руб. При аукционе на право заключить контракт «шаг аукциона» не может превышать 5 процентов от 100 млн руб. Формулировку в документации теперь пишите так:

«Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее – шаг аукциона) составляет от 0,5 до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта».

ЗАКУПКА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Если включили в описание объекта закупки проектную документацию, первая часть заявки участника должна содержать только согласие выполнить работы. Рассматривать первые части заявок не нужно. Участник, который дал согласие и заявку которого не вернул оператор, автоматически допускается к торгам. Аукцион проходит через 4 часа после того, как завершится срок подачи заявок.

Вторые части заявок заказчик рассматривает в обычном порядке.

ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА

Повысили лимит малых закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Максимальная цена контракта составляет 300 000 руб., а не 100 000 руб., как раньше. Закупать лекарства у единственного поставщика по решению врачебной комиссии можно на сумму до 1 млн руб. До 30 июня действовал предел – 200 000 руб. (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

ЗАПРОС ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Если на запрос предложений или запрос предложений в электронной форме не поступило ни одной заявки или комиссия отклонила все заявки, заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом необходимо согласовать закупку с ФАС.

ИЗМЕНЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ КОНТРАКТА

Добавили новые основания изменить существенные условия контракта:

  1. Закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия. Изменить контракт можно до 10 процентов от цены.
  2. Заключили контракт на срок не менее года и его цена составляет или превышает предельный размер, установленный Правительством. При этом возникли обстоятельства, которые мешают исполнить контракт, и такие обстоятельства не зависят от сторон. По решению Правительства, высшего исполнительного органа власти региона или местной администрации в контракт можно внести изменения. При этом необходимо соблюдать два условия. Первое – закупаете работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия. Второе – в результате изменений срок исполнения контракта не увеличится, а цена не вырастет более чем на 30 процентов.
  3. Контракт на работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия невозможно исполнить по не зависящим от сторон обстоятельствам или контракт не исполнен в срок по вине подрядчика. В этом случае можно однократно продлить срок исполнения контракта на срок, который не превышает срок исполнения при заключении. Если исполнение сорвал подрядчик, то продлить срок можно, только когда контрагент выплатит неустойку.
  4. Контракт с единственным поставщиком по пунктам 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

 

ПРАВО ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТ СО ВТОРЫМ УЧАСТНИКОМ

Если расторгли контракт в одностороннем порядке, по решению суда или по соглашению сторон, то можете заключить контракт со вторым участником. Второй участник – это претендент, который в ходе закупки предложил лучшие условия после победителя. Участник вправе отказаться заключать сделку. При этом если расторгли контракт в одностороннем порядке, второй контракт заключайте только после того, как сведения о победителе внесут в РНП. 

При заключении контракта со вторым участником необходимо уменьшить объем продукции и цену пропорционально исполненным обязательствам.

 

РЕЕСТРЫ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК

Операторы электронных площадок размещают на сайте ЭП реестры аккредитованных участников закупок. В реестры включают сведения:

  • наименование – для юрлица;
  • Ф. И. О. – для физлица;
  • ИНН участника закупки;
  • дата аккредитации на ЭП;
  • иную документацию согласно законодательству.

ЗАКУПКИ НЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Допустим, организация обязана провести закупку по Закону № 44-ФЗ, но при этом закупает продукцию не для государственных или муниципальных нужд. В этом случае заказчик не  применяет следующие положения Закона № 44-ФЗ:

  • национальный режим (ст. 14 Закона № 44-ФЗ);
  • ИКД и КТРУ (ст. 23 Закона № 44-ФЗ);
  • участники уголовно-исполнительной системы (ст. 28 Закона № 44-ФЗ);
  • инвалиды (ст. 29 Закона № 44-ФЗ);
  • СНП и СОНО (ст. 30 Закона № 44-ФЗ);
  • контракт (ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
  • банковское сопровождение (ст. 35 Закона № 44-ФЗ).

КОНТРОЛЬ ЗАКУПОК

Контрольные органы не могут выполнять функции уполномоченных органов и учреждений при централизованных закупках. Исключения – случаи, когда централизованные закупки проводят:

  • федеральный орган исполнительный власти по решению Президента или Правительства (ч. 2 ст. 26 Закона № 44-ФЗ);
  • федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти региона, орган местного самоуправления, которые уполномочены на централизованные закупки согласно части 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ;
  • орган местного самоуправления района или городского органа, которые уполномочены на контроль закупок.

В перечисленных случаях нельзя возлагать обязанности по проведению централизованных закупок и контролю таких закупок на одно должностное лицо.

ФАС, региональные и муниципальные контрольные органы будут проверять заказчиков в порядке, который установит Правительство. Органы исполнительной власти регионов смогут контролировать работу муниципальных заказчиков по соглашениям между субъектом РФ и муниципальным образованием.

Контролеры получат право проводить внеплановые проверки, если получат информацию о нарушении законодательства. Источники такой информации:

  • заявление, сообщение физического, юридического лица, осуществляющего общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц;
  • обнаружение контрольным органом нарушений законодательства;
  • сообщение в СМИ.

Перечень источников информации не исчерпывающий.

Эффективность работы контрольных органов будут оценивать в порядке, который установит Правительство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРТИЗЫ

В реестр контрактов необходимо включить заключение по результатам экспертизы поставленного товара, работ и услуг или отдельного этапа исполнения, если заказчик привлекал экспертов или экспертные организации.

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ

ФАС не рассматривает жалобу участника, сведения о котором включили в реестр недобросовестных поставщиков. Условие – заказчик при закупке установил требование, чтобы сведений об участнике не было в РНП.

С 4 июля 2019 года

Изменили условия допуска иностранных товаров согласно приказу Минфина от 04.06.2018 № 126н. Добавили условие – преференции не применяют, когда заказчик установил запрет на допуск иностранной продукции. Скорректировали список продукции, для которой применяют условия допуска.

С 31 июля 2019 года

С 31 июля отменят обязанность публиковать извещение у единственного поставщика и расширят перечень случаев, когда можно работать по Закону № 223-ФЗ. Полный перечень изменений смотрите в таблице.

Что изменили Краткое описание изменений
Закупки у единственного поставщика Учреждениям культуры увеличили максимальную сумму контракта. Обязанность публиковать извещения отменили
Особенности закупок учреждений культуры Учреждениям культуры разрешат включать в контракт дополнительное условие. Требование указывать персональные данные при размещении в ЕИС контракта с деятелями культуры отменят
Экспертиза результатов контракта Отменят обязанность привлекать к приемке экспертов и экспертные организации

 

ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА

Увеличат максимальную сумму контракта по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ до 600 000 руб. Максимальный годовой объем таких закупок – 30 млн руб. Как подготовиться к изменению:

  • посмотрите, какие конкурентные закупки в пределах 600 тыс. руб. запланировали. Возможно, целесообразнее будет провести закупку у едпоставщика после того, как изменения вступят в силу;
  • проанализируйте, что хотели закупить на сумму до 400 тыс. руб. Возможно, необходимо увеличить объем продукции. После 31 июля это станет возможным, если увеличить стоимость закупки в пределах 600 тыс. руб.;
  • пересмотрите закупки, которые планировали дробить на несколько контрактов с едпоставщиком. Возможно, уложитесь в сумму 600 тыс. руб. и избежите дробления, за которое есть риск получить наказание от ФАС.

Когда увеличиваете стоимость контракта, убедитесь, что укладываетесь в предельные показатели.

До 31 июля 2019 года С 31 июля 2019 года
Максимальная цена контракта 400 000 руб. 600 000 руб.
Годовой объем закупок Не выше 50 процентов СГОЗ и 20 млн руб. Не выше 5 млн руб.

либо

не выше 50 процентов СГОЗ и 30 млн руб.

 

Отменят обязанность публиковать извещение для контрактов с единственным поставщиком. Заказчики будут обязаны рассчитывать и обосновывать цены по правилам статьи 22 Закона № 44-ФЗ только при закупках у единственного поставщика по пунктам 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Такое обоснование необходимо будет включить в контракт.

 

ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

При закупках учреждений культуры по пункту 2 части 2 статьи 56, пункту 2 части 2 статьи 56.1, пункту 3 части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ в контракт разрешат включить условие: подрядчик исполнит работу самостоятельно, без привлечения других лиц.

Закупки по пунктам 5 и 17 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ смогут проводить дома народного творчества и центры ремесел. По пункту 13 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ можно будет закупать:

  • произведения литературы и искусства, а также права на эти произведения определенных авторов;
  • исполнения конкретных исполнителей, а также права на такие исполнения;
  • фонограммы конкретных изготовителей.

Условие – единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы.

Отменят требование указывать персональные данные при размещении в ЕИС контракта с деятелями культуры согласно пунктам 13 и 17 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

ЭКСПЕРТИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРАКТА

Обязанность привлекать к приемке экспертов и экспертные организации отменили. Правительство будет решать, в каких случаях проводить экспертизу поставки обязательно.

С 1 октября 2019 года

С 1 октября отменят план закупок, изменят порядок выплаты аванса. Полный перечень изменений смотрите в таблице.

Что изменили Краткое описание изменений
Планирование закупок Планировать закупки будут только в плане-графике. План закупок отменяют
Выплата аванса Если в контракте предусмотрели этапы, то предусмотрите авансирование по каждому этапу
Полномочия органов финконтроля Органы финконтроля перестанут проверять обоснование закупок

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК

Планировать закупки заказчики будут только в плане-графике. План закупок отменят. Требования к новым формам планов-графиков установит Правительство. Планы-графики будут формировать на три года – на очередной финансовый и плановый периоды. Например, план-график на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.

Планирование в 2019 году проводите по правилам, которые действовали до дня вступления в силу новой редакции закона. То есть в 2019 году план закупки еще действует.

Готовить отдельное обоснование для закупок в плане-графике не нужно. При отмене закупки заказчик будет вносить изменения в план-график при необходимости.

ВЫПЛАТА АВАНСА

Если контракт предусматривает поэтапное исполнение и выплату аванса, необходимо включить в контракт условие о размере аванса в отношении каждого этапа в виде процента от размера цены этапа. Если выплата предусмотрена, пропишите размер аванса в извещении. С 1 июля не допускается выплата аванса участнику, в отношении которого применяете антидемпинговые меры.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ФИНКОНТРОЛЯ

Органы финконтроля перестанут контролировать соблюдение требований к обоснованию закупок, так как обязанность обосновывать закупки отменят. Выдавать предписания за нарушения правил нормирования и обоснования НМЦК контролеры смогут до того, как завершится срок подачи заявок.

С 1 октября 2019 года по 31 марта 2020 года

Контроль по части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ проводят с учетом особенностей:

  • не контролируют соответствие информации об ИКЗ и об объеме финансового обеспечения;
  • контролируют соответствие информации об объеме финансового обеспечения, включенном в планы-графики, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика.

С 1 января 2020 года

Начнет работать ГИС «Независимый регистратор». Система нужна, чтобы мониторить и фиксировать действия и бездействие участников и заказчиков. Задача системы – в том числе отслеживать работоспособность ЕИС и электронной площадки. Сейчас заказчики и участники закупок могут самостоятельно установить и применять программу. С 1 января 2020 года программа будет работать в обязательном порядке.

С 1 апреля 2020 года

Изменили порядок финансового контроля. Казначейство, региональные и муниципальные органы финконтроля, органы управления внебюджетными фондами будут проверять:

  • объем финансового обеспечения в плане-графике;
  • ИКЗ и объем финансового обеспечения закупок, сведения о которых не публикуют в ЕИС.

Кроме того, только Казначейство будет сверять ИКЗ и объем финансового обеспечения:

  • в извещениях и плане-графике;
  • протоколах и извещениях;
  • проектах контрактов и протоколах.

При этом вместо Казначейства Правительство может назначить другой орган исполнительной власти согласно части 6 статьи 4 Закона № 44-ФЗ.

Закупки по 223-ФЗ

ПЕРЕЧЕНЬ СЛУЧАЕВ, КОГДА МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ 223-ФЗ

С 31 июля 2019 года бюджетные учреждения и унитарные предприятия получат право проводить закупки по Закону № 223-ФЗ за счет средств, которые получили в качестве дара, в том числе пожертвований и по завещанию.

Чтобы тратить пожертвования по Закону № 223-ФЗ в 2019 году, бюджетные учреждения и унитарные предприятия вправе в период с 31 июля по 1 октября 2019 года принять или изменить положения о закупке. Если внесете правки после 1 октября, то расходовать пожертвования по правилам Закона № 223-ФЗ сможете только с 1 января 2020 года.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Онлайн заявка